seonews.ru
Как известно, баннерная реклама широко используется для монетизации сайтов. Но насколько она эффективна для владельцев сайтов и рекламодателей?
Для ответа на этот вопрос достаточно взглянуть на данные статистики. Так, по результатам исследования comScore, в прошлом году только в США было показано 5,3 триллионов медийных объявлений. При этом три из десяти оказались попросту незамеченными!
По другим данным, на одного интернет-пользователя в месяц в среднем приходится 1707 баннерных объявлений. А средний CTR составляет всего 0,11%!
Одной из причин того, что реклама не приносит должного эффекта, является баннерная слепота. В данной статье мы рассмотрим возможные способы снизить последствия этого явления.
Баннерная слепота – это явление, когда посетитель сайта сознательно или бессознательно игнорирует рекламное объявление или информацию, представленную в объявлении. Сам термин был впервые использован Benway и Lane в 1998 г. В результате экспериментов было обнаружено, что люди, которые зашли на сайт в поисках определенной информации, игнорируют даже большие яркие баннеры, в какой бы части страницы те не располагались. Кроме того, оказалось, что посетители не обращают внимания даже на баннеры, которые содержат полезную информацию, относящуюся к решению задачи пользователя.
Исследование Census Bureau в США показало удивительные результаты. Пользователей попросили найти на сайте компании ответ на вопрос, сколько жителей проживают в стране в настоящий момент. Ответ был расположен на главной странице сайта в правом верхнем углу. Само число было выделено крупным красным шрифтом. Однако 86% участников тестирования провалили задание. Одна из причин – информация была представлена в блоке, в котором традиционно размещается реклама.
Давно известно, чтобы обратить внимание на какой-то элемент, надо сделать его ярким, выделяющимся среди остальных элементов. Однако исследования баннерной слепоты показали, что даже яркие ссылки и блоки часто игнорируются посетителями сайта. Почему так происходит?
Баннерная слепота – это способ справиться с информационной перегрузкой, которую испытывает типичный пользователь Интернета, – говорит Мария Новикова, ведущий юзабилити-специалист USABILITYLAB. – Как правило, пользователь заходит на сайт, чтобы выполнить определенную задачу: купить товар, найти информацию, заказать билет и т.п. Если бы он при этом видел каждый баннер и реагировал на него, он бы остался навсегда прикованным к монитору и не довел бы свое дело до конца. Только благодаря способности мозга отсеивать нерелевантную информацию, человек может полностью сосредоточиться на своей деятельности, в буквальном смысле, не замечая все побочные элементы.
Дон Норман, один из основателей Nielsen Norman, утверждает, что интернет-пользователи действуют по определенной схеме, когда оказываются на новом сайте. Подсознательно посетители направляют внимание на те области страницы, где уже находили необходимую информацию в похожих ситуациях. Реклама традиционно располагается в одних и тех же местах, например, с правой стороны страницы, поэтому игнорируется.
Неопытные пользователи интернета замечают гораздо больше рекламы, чем опытные, – комментирует Мария Новикова. – По мере накопления опыта у людей формируются представления о том, как выглядит типичный баннер и где на странице он может быть расположен. К тому же, они знают, что в подавляющем большинстве случаев клик по баннеру не приносит пользы, а иногда даже наносит вред, переводя пользователя на мошеннический или "завирусованный" сайт.
Баннерная слепота не может быть полностью устранена, но эффект данного явления можно значительно снизить, если понимать, как пользователи взаимодействуют с сайтом.
Сайт состоит из нескольких элементов, каждый из которых имеет свою степень важности. Чтобы достигать целей, будь то продажи, подписки на рассылку или клики по рекламе, необходимо располагать элементы в правильных местах.
Вы бы хотели знать заранее, как люди будут просматривать страницу вашего сайта? Хорошая новость – ответ на этот вопрос уже существует!
Исследование Якоба Нильсена показало, что доминантный тип просмотра веб-страницы напоминает букву F. Сначала взгляд пользователей скользит горизонтально в верхней части страницы. Затем глаза перемещаются вниз и продолжают скользить горизонтально. Правда, на этот раз движение взгляда короче, как вторая полоска в букве F. Наконец, пользователь вертикально просматривает оставшуюся часть страницы.
Конечно, есть исключения из правил. Некоторые пользователи могут просматривать страницу образом, напоминающим букву X или перевёрнутую L. Но большинство людей, чья письменность располагается слева направо, будут просматривать страницу, рисуя взглядом букву F.
Другое исследование, цель которого – изучить привычки при прокрутке страниц, показало: 80% своего времени пользователи проводят в верхней части страницы и 20% – ниже линии прокрутки. Кроме того, 69% времени пользователи просматривают левую часть страницы и только 30% – правую.
Общее представление о движении глаз при просмотре веб-страниц дает диаграмма Гутенберга.
Согласно ей, страница делится на 4 зоны:
- основная зона, располагается в левой верхней части;
- зона с высоким потенциалом привлечь внимание, правая верхняя часть страницы;
- зона минимального внимания, левая нижняя часть;
- заключительная область, самая важная, здесь можно разместить призыв к действию.
Важно понимать, что эта диаграмма применима большей частью к текстовым страницам. Добавление ярких визуальных элементов меняют упомянутые шаблоны просмотра страниц. Доминирующий элемент будет выступать первой точкой, где остановится взгляд. Затем глаза скользнут в ту область, где будет располагаться следующий по привлекательности элемент.
Экспериментируя с расположением элементов, изменением цвета фона, можно добиться увеличения конверсии рекламы. Какие еще способы снижения эффекта баннерной слепоты существуют?
Ведущий юзабилити-специалист USABILITYLAB Мария Новикова: "Проблема баннерной слепоты весьма актуальна для рекламных агентств и их рекламодателей, которые пытаются решить ее с разной степенью успешности. Однако универсального решения не существует. Конечно, есть разнообразные неэтичные способы заставить пользователя обратить внимание на баннер – например, оформить его как системное сообщение компьютера. Однако такой подход вызывает у пользователей очень сильную негативную реакцию, и есть достаточно большой риск переноса ее на рекламируемый объект или сайт, где баннер был размещен".
Если же подойти к вопросу более этично, то остаются три главных фактора, которые помогут сделать рекламу более успешной: уважение к пользователю, развитие технологий и креативность.
Во-первых, поскольку мы помним, что мозг отсеивает не относящуюся к текущей задаче информацию, можно делать рекламу релевантной той потребности, с которой пользователь пришел на сайт.
Во-вторых, можно разместить баннер в нетипичном месте и оформить его новым, непривычным для пользователей образом (и здесь понадобится вся креативность маркетологов).
В-третьих, баннеры могут быть похожи по оформлению на основные элементы сайта – например, реклама в Facebook хорошо работает в том числе потому, что похожа по оформлению на другие, нерекламные элементы Facebook. И, наконец, можно просто попытаться уменьшить количество визуального шума на странице. Чем меньше у какого-либо элемента на странице конкурентов, тем больше вероятность, что его заметят.
У всех этих решений есть свои преимущества и недостатки. К недостаткам относится, например, необходимость собирать дополнительную информацию о пользователях, уменьшать количество рекламы на страницах и увеличивать расходы на разработку новых форматов баннеров. Однако надо понимать, что против существующих способов рекламы в интернете пользователи выработали иммунитет, и, чтобы добиться результата, придется вложиться в создание чего-то нового.
Почему пользователи не взаимодействуют с рекламой? Главный ответ на этот вопрос – ее слишком много! Если вы хотите добиться эффективности, попробуйте сократить рекламу до минимума и сфокусироваться на оптимизации тех объявлений, которые остались. Тестируйте, изучайте своих посетителей (какой тип контента их привлекает,
как они взаимодействуют с сайтом). Никакая сторонняя статистика не скажет вам,
что работает на вашем сайте, а что нет. Поэтому единственный способ достичь эффективности – тестировать элементы сайта и понимать потребности пользователей.