У большинства компаний, которые пробовали продвигать свой бизнес через социальные сети, существует общая проблема - они не вполне осознают, какой цели добиваются.
Социальные медиа, в первую очередь, это не инструмент для продаж, а механизм выстраивания взаимосвязи с потребителем, что в результате приведет к увеличению продаж.
Итак, главная цель продвижения в социальных медиа - создание двусторонней связи между вашим бизнесом и потребителем товаров или услуг.
Прежде чем говорить об отдаче от социальных медиа, следует выделить задачи, достижение которых как раз и показывает эффективность продвижения.
1. ПРИвлечь. Взаимодействуя со своей целевой аудиторией, потребителями в социальных медиа, вы привлекаете внимание к своему бренду, продукту или событию, формируете репутацию компании.
Привлечь людей можно, следуя рекомендациям, которые пришли в сферу социального маркетинга из реальной коммуникации и психологии людей: нужно заинтересовывать, компанию должны представлять живые люди, с собственной точкой зрения, с профессиональным подходом к общению с потребителями, с желанием помочь и т.д.
2. ВОвлечь. Социальные медиа - это не односторонний канал связи между бизнесом и потребителем, использовать их таким образом крайне неэффективно. Признак успешной маркетинговой кампании в социальных медиа - вовлеченность аудитории. Чтобы мотивировать аудиторию на обратную связь, нужно задавать вопросы, просить оценки ваших услуг или товаров, предложений и жалоб.
3. Удержать. Фактически, это уже результат успешного привлечения и вовлечения аудитории, которая скорее всего снова обратится к вашей компании. Задача социальных медиа - не продать один раз, а выстроить долгие и серьезные отношения с потребителем.
На практике эти три глобальные задачи, в зависимости от текущего положения компании и от того, как она представлена в социальных медиа, могут быть разделены на четко поставленные подзадачи. Проведенную по ним работу можно оценить вполне материальными показателями, о которых речь пойдет ниже. Итак, рассмотрим ряд типичных практических задач, которые решаются с помощью социальных медиа.
Для среднего и молодого бизнеса ключевой задачей является повышение узнаваемости бренда. Чтобы измерить эффективность продвижения в социальных медиа, в данном случае нужно будет учитывать:
Другая распространенная задача работы в социальных медиа, для тех брендов, которые уже имеют определенную узнаваемость и работают на перспективу, - это повышение пользовательской лояльности, в этом случае нужно обращать внимание на следующие показатели:
Часто социальные сети используют для привлечения аудитории к конкретному событию, мероприятию, при этом следует измерять такие факторы как:
Таким образом, оценка эффективности продвижения в социальных медиа определяется изначально заложенными целями и задачами. Чем более четко была поставлена задача (лучше всего, если в нее уже были заложены некоторые количественные показатели), тем проще оценить результат работы и отдачу от вложенных в социальные медиа средств. Поскольку продвижение в социальных медиа основано на взаимодействии людей с людьми (в отличие от SEO, например, где оптимизатор воздействует на поисковые системы), оценку эффективности в случае социальных медиа нельзя свести к количественному анализу и автоматизировать процесс. Качественные показатели требуют «ручной» работы, например, при определении тональности обсуждения бренда в социальных медиа. Итак, чтобы рассчитать отдачу от продвижения в социальных медиа, нужно хорошо знать многочисленные количественные показатели, которые на каждой из социальных площадок свои, а также потратить время на оценку качественных показателей позиционирования бренда.
Анастасия Гутникова, SEOpro.ru