С 1 января нынешнего года вступил в силу запрет на рекламу спиртного в печатных СМИ. В середине прошлого года рекламу спиртного убрали из интернета.
Еще раньше с уличной рекламы, телевидения и радио. До этого в интернете не существовало никаких ограничений на рекламу алкоголя, в то время как печатным изданиям не разрешалось размещать подобную рекламу на первой и последней полосах. По заявлениям ФАС, регулированию подлежат в том числе сайты вне российских доменных зон .ru и .рф, если те являются русскоязычными.
Российские СМИ пожаловались на снижение доходов от рекламы уже осенью 2012 года, несмотря на то, что объем рекламы алкоголя перед запретом вырос. Объем рекламы в российских печатных СМИ в первом квартале 2013 года составил 8-8,3 миллиарда рублей, сократившись на пять процентов по сравнению с тем же периодом 2012 года. Об этом говорится в отчете Ассоциации коммуникационных агентств России, опубликованном на сайте организации. Падение рынка в печатных СМИ эксперты связали с запретом на рекламу алкоголя, который действует с начала 2013 года, сообщает газета «Ведомости».
Тем временем все участники рекламного рынка отметили резкий рост продвижения алкоголя внутри помещений. После введения запретов на рекламу спиртного в печатных СМИ и интернете сегмент indoor стал основным способом продвижения этих товаров. Indoor-реклама подразумевает продвижение товаров внутри различных помещений — отелей, баров, ресторанов, торговых и бизнес-центров, супермаркетов и т.д.
В Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) также говорят о росте популярности данного вида рекламы алкогольных товаров и этого направления в целом. Сами производители горячительных напитков тоже признают, что сейчас все рекламные бюджеты идут в данный сегмент.
Руслан Брагин о запрете рекламы алкоголя в интернете.
Фактически, сейчас спиртное можно рекламировать только внутри зданий, но и здесь есть определенные ограничения (транспортные, детские, культурные объекты и др.). Спиртное крепче 5% можно рекламировать только непосредственно в местах продаж.
Сегодня штраф для юридических лиц за размещение рекламы в неположенном месте составляет от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.
С момента вступления в силу запретов на рекламу алкоголя в прессе и интернете, продажи вина в России сократились на семь процентов во втором полугодии 2012 года и еще на шесть — в первом квартале 2013 года. В январе и феврале этого года продажи водки снизились на 20-25 процентов, сообщает Lenta.ru.
Однако, частично реклама алкоголя в СМИ может вернуться. Межфракционная рабочая группа по защите прав предпринимателей в Госдуме подготовила поправки к закону «О рекламе», разрешающие рекламировать вино в периодической прессе и интернете. Об этом пишет газета «Известия».
Поправки, которые в мае внесет в Госдуму депутат от фракции «Единая Россия» Виктор Звагельский, распространятся только на тихие и игристые вина. Депутаты решили разрешить их рекламу, чтобы поддержать российских производителей вин, которым сложно другим образом сообщить о себе потребителям. Кроме того, в законопроекте отмечается, что употребление вина не приводит к росту алкоголизма так же, как употребление более крепких напитков. Согласно поправкам, будет разрешена реклама только качественных вин, не опасных для здоровья.
Электронные СМИ и интернет-сайты в свою очередь изыскивают возможности удержать рекламодателей из числа производителей алкоголя. Например, музыкальный портал Zaycev.net предложил способ обойти запрет на рекламу алкоголя в интернете. Об этом сообщает «РБК daily» со ссылкой на презентацию портала, оказавшуюся в распоряжении редакции.
Zaycev.net предложил рекламным агентствам и производителям водки размещать рекламу продукции в качестве обложек песен, которые скачивают пользователи. Такие обложки видны при проигрывании музыки в плеере, на компьютере, планшете или смартфоне.
Стоимость такой рекламы составит пять тысяч долларов за миллион скачанных песен, отмечает издание. По данным портала, в день пользователи скачивают по 2,5 миллиона композиций.
Представители музыкального портала считают, что предложенный метод не нарушает закона, так как пользователь видит рекламу вне интернета. Замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы Татьяна Никитина заявила РБК, что реклама водки разрешена только в местах ее продажи. Способ, описанный в презентации Zaycev.net, будет нарушать закон, уверена она.
Сибирские пивовары тоже предпринимают активные действия. Например, в Томске 30 мая 2013 года рекламный совет, а 4 июня 2013 года общественно-консультативный совет при Томском УФАС России поддержали предложения ОАО "Томское пиво" об изменениях Федерального закона " О рекламе". Предложения касаются определения правового режима для печатных СМИ, специализирующихся на информации о деятельности пивоваренной отрасли. В частности, предлагалось внести изменение в п.1 ч.2 ст.21 ФЗ «О рекламе», позволяющее распространять рекламу пива и алкоголя в печатных СМИ с указанной специализацией.
Доводы томского производителя пива были услышаны и единогласно поддержаны участниками совета. В ближайшее время антимонопольный орган направит письмо с соответствующими предложениями в Центральный аппарат ФАС России.
Будем следить за последствиями...
По данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя, россияне в среднем употребляют около 4,5 литра вина в год, в то время как крепких напитков и пива —16 и 75 литров соответственно.
Потребление алкоголя на душу населения в мире и в России.
Интересные факты про производство алкоголя.
По материалам статьи А.М. Соловьева "Производство и оборот алкогольной продукции в мире"
Страна |
Количество абсолютного алкоголя, л. |
Уганда |
19,47 |
Люксембург |
17,54 |
Чехия |
16,21 |
Ирландия |
14,45 |
Молдова |
13,88 |
Франция |
13,39 |
Германия |
12,89 |
Хорватия |
12,66 |
Португалия |
12,49 |
Словакия |
12,41 |
Литва |
12,32 |
Испания |
12,25 |
Австрия |
12,58 |
Дания |
11,93 |
Венгрия |
11,92 |
Швейцария |
11,53 |
Россия |
10,58 |
Финляндия |
10,43 |
Великобритания |
10,39 |
Как видно из таблицы - больше, чем в России пьет чуть ли не пол Европы! Однако есть большая разница между тем, что потребляют в Европе и тем, что потребляют в России. У нас водка по большей части изготовлена из нефтепродуктов, пиво превратилось в сомнительный продукт, все дешевое вино (< 250 руб) - это суррогат из порошков, да и вообще, больше половины спиртного у нас подделка.
Кроме того, в разных странах разный порог определения напитка алкоголем, например:
ЮАР = 1 промилле;
Колумбия = 0.5;
Аргентина = 0.5;
Никарагуа = 12;
США = 0.5;
Беларусь, Украина = 6;
Германия = 1.2;
Италия = 0.1;
Россия = 1.5;